logo
btn_mobile
Заказать
услугу
btn_open

Противодействие иностранным техническим средствам разведки:

Противодействие иностранным техническим средствам разведки (ПД ТСР) входит в общую систему мер по защите государственной тайны и конфиденциальной информации и представляет собой совокупность согласованных мероприятий, предназначенных для исключения или существенного затруднения добывания противником охраняемых сведений с помощью технических средств разведки.

Перечень нормативных правовых актов в области «Противодействия иностранным техническим разведкам»:

1. Закон Российской Федерации от 21 июля 2013 г. № 5485-1 «О государственной тайне».

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

4. Федеральный закон от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военнотехническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

5. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю».

6. Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 года № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 135 «Об утверждении Перечня документов, представляемых субъектами военно-технического сотрудничества в федеральные органы исполнительной власти при согласовании проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военнотехническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2007 года № 339 «Об утверждении Положения о проведении международных выставок образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и об участии российских организаций в таких выставках на территории иностранных государств».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 года № 831 «Об утверждении Правил разработки списка продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, и Правил разработки списка государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1993 г. № 912-51 (извлечения) «Об утверждении Положения о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам».

11. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 июля 2009 года № 776дсп «Об утверждении порядка согласования в Министерстве обороны Российской Федерации экспертных заключений организаций-разработчиков (производителей) продукции военного назначения по вопросу наличия (отсутствия) в этой продукции сведений, составляющих государственную тайну».

12. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 мая 2008 года № 300 «О порядке утверждения экспортной комплектации, тактико-технических характеристик продукции военного назначения и согласования объема информации о ней, сообщаемой иностранным заказчикам».

13. Совместный приказ Гостехкомиссии России и ФСБ России от 25 февраля 2001 года № 309/405 «Положение о постоянно действующих технических комиссиях по защите государственной тайны».

14. «Типовое Положение о подразделении по ЗИ от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам на предприятиях (в учреждении, организации)», утверждено решением Гостехкомиссии России от 14 марта 1995 года № 32.

15 «Типовые требования к содержанию и порядку разработки Руководства по защите информации от иностранных технических разведок и от утечки по техническим каналам на объекте защиты», утверждены решением Гостехкомиссии России от 3 октября 1995 года № 42.

Особая роль ПД ТСР обусловлена принципиальной открытостью системы управления конкурентов и противников в части каналов получения информации о наших силах и средствах, т.е. добывание информации о противоборствующей стороне предполагает наличие информационных потоков от физических носителей охраняемых сведений к системе управления противника. Кроме того, искажение или снижение качества получаемой информации непосредственно влияет на принимаемые противником решения и, через его систему управления, на способы и приемы исполнения решения, т.е. непосредственный контакт противоборствующих сторон принципиально необходим на этапах добывания информации и исполнения решения, причем добывание информации должно предшествовать принятию решения и его исполнению. Поэтому ПД ТСР должно носить предупреждающий характер.

Обнаружение и анализ демаскирующих признаков:

В системе технической разведки реализуется обнаружение и анализ демаскирующих признаков.

Обнаружение демаскирующих признаков заключается в выполнении следующих операций:

поиск и обнаружение энергии демаскирующих признаков в пространстве, времени, по спектру и т.д.;выделение демаскирующих признаков из искусственных и естественных помех.

Анализ демаскирующих признаков заключается в выполнении следующих мероприятий:

распределение демаскирующих признаков различных объектов;

оценка параметров демаскирующих признаков;сокращение избыточности информации;регистрация, накопление и классификация демаскирующих признаков;нахождение местоположения источника демаскирующих признаков;распознавание смыслового содержания демаскирующих признаков;выявление охраняемых сведений.

В соответствии с вышеперечисленным главными направлениями снижения эффективности ТСР являются:

Противодействие обнаружению демаскирующих признаков.

Противодействие анализу демаскирующих признаков.

Главные направления снижения эффективности ТСР

При противодействии обнаружению демаскирующих признаков преследуется цель скрытия демаскирующих признаков от ТСР. Другим основным направлением ПД ТСР является техническая дезинформация, которая объединяет все организационно-технические меры противодействия, направленные на затруднение анализа демаскирующих признаков и навязывания противнику ложной информации. Кроме рассмотренных мер, предполагающих нормальное функционирование всех составных частей системы разведки, возможно проведение активных действий по выявлению и выведению из строя элементов системы разведки. Однако, применение данного метода в мирное время ограничено случаями незаконного применения противником технических средств разведки. Таким образом, существуют три основные направления ПД ТСР.

Для проведения ПД ТСР необходима ее четкая организация.

Организация противодействие техническим средствам разведки (ПД ТСР)

Организация ПД ТСР включает в себя следующие мероприятия:

  1. организация режима и охраны (цель – исключение возможности тайного проникновения на территорию и в помещения посторонних лиц, обеспечение удобства контроля прохода и перемещения сотрудников и посетителей, создание отдельных производственных зон по типу конфиденциальных работ с самостоятельными системами доступа, контроль соблюдения временного режима труда и пребывания на территорию персонала фирмы, организация и поддержание надежного пропускного режима и контроля сотрудников и посетителей и т.д.);
  2. организация работы с сотрудниками (предусматривает подбор и расстановку персонала, включая ознакомление с сотрудниками, их изучение, обучение правилам работы с конфиденциальной информацией, ознакомление с мерами наказания за нарушение правил защиты информации и т.д.);
  3. организация работы с документами (в том числе организация разработки и использования документов и носителей конфиденциальной информации, их учет, хранение, исполнение, возврат, размножение и уничтожение);
  4. организация работы по анализу внутренних и внешних угроз (в том числе выработка мер по обеспечению ее защиты);
  5. организация использования технических средств (в том числе сбора, обработки, накопления и хранения конфиденциальной информации).

Для каждого конкретного случая настоящие организационные мероприятия носят специфическую форму и содержание, направленные на обеспечение безопасности информации в конкретных условиях. Настоящие организационные мероприятия должны четко планироваться, направляться и осуществляться специально созданным для этих целей структурным подразделением, укомплектованным специалистами по безопасности и защите информации.

Высококвалифицированные специалисты РАЦ «Эксперт Безопасности» разработают для Вашей организации весь пакет документов, необходимый для осуществления организационных мероприятий по противодействию иностранным техническим средствам разведки, а также проведут технические мероприятия (специальные проверки и специальные исследования) по противодействию средствам разведки

close